Циклы жизни административного ресурса

Исходя из вышеизложенного АР можно представить в процессуальном виде. Подобно тому как существуют объективные «циклы жизни предприятия», можно выделить и циклы жизни АР.

Фаза 1: возникновение.Появление АР связано с выборами руководителя, чаще всего исполнительной власти, собственно администратора. В конце 80-х - начале 90-х годов, воспользовавшись переворотами в стране, поддерживающая демократическую платформу КПСС элита приводила к власти руководителя. Однако эти ситуации не являются порождающими АР факторами. Пока руководитель не прошел чистилище выборов лично, не «освободился» от ставленников, не запустил модернистский вектор, АР не существует - есть только фрагменты оставшегося от КПСС аппаратного администрирования и энтузиазм чиновников.

Фаза 2: рост.В течение этой фазы АР Циклы жизни административного ресурса начинает «наращивать мышцы», небезуспешно отрабатывая местные выборы, выборы депутатов всех уровней. В этот период формируются кратковременные технологические приемы АР.

Фаза 3: насыщение.Вырисовываются субъекты АР, «делающие выборы». Они начинают играть самостоятельно в качестве отдельной группировки действующей власти или вне ее. Апофеоз - способность субъектов АР формировать угрозы власти, нагнетать соответствующие настроения и формировать оппонентов власти из разного рода политических и общественных деятелей. В этот период формируется «длинная воля» субъектов АР, долгосрочные программы инструментального обогащения технологий АР. Начинается формирование специфического стиля АР (о котором мы скажем позднее).

Фаза 4: слияние.АР полностью замыкается на личность руководителя. За счет детального изучения поведения лидера Циклы жизни административного ресурса в период кризиса и угроз субъекты АР умело манипулируют им. В этот период АР представляет собой такую же властную пирамиду внутри самой власти. В фазе слияния АР начинает применяться в других кризисных ситуациях помимо выборов (передел собственности и захват предприятий, работа с криминальными структурами, управление экспансией корпораций и решение национальных проблем).

Фаза 5: спад.Став на путь слияния с властью, АР начинает вытесняться носителями ее традиционалистских установок. Кризис-менеджмент не подходит для функционирования традиционной государственной машины. Решая проблемы в других кризисных ситуациях, а тем более начав «крышевать», субъекты АР оставляют выращенную ими нишу управления выборами. Сама власть начинает разоформляться: в Циклы жизни административного ресурса борьбе с АР властные группировки ищут поддержки среди корпораций, национальных общин, бизнес-сообществ и криминальных структур, нанося поражения субъектам АР в непривычных для последних сферах. Наконец, в фазе спада неизбежно работают психологические механизмы власти: лидер никогда долго не держит при себе наиболее успешное и талантливое подразделение или руководителя, он всегда обязан «сдавать» фаворитов.

Фаза 6: рекомбинация, или преобразование.В этот период, чаще всего на выборах, становится очевидным отделение АР от власти и приватизация его другими игроками. Это могут быть как выборы самого первого лица, так и малозначащий для власти плебисцит. Но в них, как в зеркале, отражается раздрай внутри действующей власти, разобщенность последней Циклы жизни административного ресурса. Обнажаются группировки влияния вне власти, претендующие на АР. Рекомбинация АР возникает в случае сильнейших дипломатических усилий первого лица: устанавливается некий «договор о разграничении полномочий» внутри власти и с ключевыми игроками вне ее. Следует отметить, что редко какой руководитель не вспылит, обнаружив вышеописанную картину. Тем более рекомбинация предполагает передачу части властных полномочий другим игрокам. Поэтому чаще всего последняя фаза предполагает преобразование АР: смену его субъектов, ревизию технологий. Те субъекты АР, что остались невостребованными, приватизируются другими ключевыми игроками (которые никуда не деваются) или создают собственный центр власти (особенно это наглядно в субъектах федерации, объединяющих несколько мощных корпоративных или национальных Циклы жизни административного ресурса политических центров - Карачаево-Черкесия, Красноярский, Ставропольский края и т.д.).



Графически это можно представить следующим образом:


documentakifzzd.html
documentakighjl.html
documentakigott.html
documentakigweb.html
documentakihdoj.html
Документ Циклы жизни административного ресурса